Слово пастыря


Протоиерей Александр Козлов


"Возлюби ближнего твоего, якоже сам себя"

Такой ответ дал Господь юноше, который спрашивал Христа о том, как ему спастись. Евангелие говорит нам, что в любви к Богу и ближнему сосредоточен весь закон Божий, потому что любовь есть та добродетель, в которой заключается полнота всех добродетелей. «Любовь есть союз совершенства», — говорит св. апостол Павел. Но для того, чтобы любить окружающих нас людей, нужно научиться правильно любить себя. Любим ли мы себя?

На этот, на первый взгляд, странный вопрос, нужно ответить, что мы не любим себя, а скорее, ненавидим себя и стараемся сделать себе как можно больше зла. Человек сам себе делает зла больше, чем люди. Какая причина заставляет нас это делать? Какая причина тому, что мы непрестанно желаем себе добра, а делаем зло? Причина заключается в том, что мы правильную любовь к себе заменили самолюбием, которое заставляет нас стремиться к безразборчивому исполнению всех наших желаний, к исполнению желаний нашей падшей воли и лукавой совести. До тех пор, пока мы будем угождать своим страстям, увлекаться корыстолюбием, стяжательством, искать славы ложной, быть честолюбивыми, гордыми, мстительными и памятозлобными, мы будем обманывать себя, хотя все это будет делаться нами из ложной любви к себе. Делая это, мы будем угождать только нашему самолюбию.

Правильная любовь к себе заключается в исполнении заповедей Божиих. «Сия есть любовь, да ходим в заповедях Его», — говорит апостол Иоанн. Если мы будем чужды гнева, лжи, мщения, злобы, то покажем этим, что любим себя. Если будем милостивы и добры к ненавидящим и обидящим нас, и будем молиться о них, то покажем этим, что любим себя. Но для того, чтобы научиться истинной любви к себе, нужно всегда изучать и знать заповеди Божии, поучаться в них по слову пророка Давида «день и ночь».

Читая Святое Евангелие, мы научимся проверять и свое сердце, научимся разбираться в его жизни, будем замечать в нем как добрые, так и дурные пожелания, не согласные с Евангелием. Все пожелания, противные духу Евангелия, должны быть отвергнуты. Через очищение сердца от греха приходит и вселяется в нем благодать Святого Духа и мир Божий, «преимущий ум человек» — по слову апостола Павла. С принятием мира Божия и благодати человек получает и совершенство любви. А полюбивший правильно себя, может, согласно воле Божией, любить и ближнего.

Некоторые думают, что любовь к ближнему заключается в исполнении всех пожеланий ближнего. А воля Божия — в том, чтобы мы служили людям согласно заповедям, а не исполняли бы все их прихоти, что Церковь называет грехом человекоугодия.

Самолюбие есть искажение любви по отношению к самому себе, а человекоугодие есть искажение любви по отношению к ближним. Самолюбие губит только себя, а человекоугодие губит как себя, так и ближнего. Святая Церковь, заповедуя нам быть исполненными любви, указывает нам и путь к ней, который заключается в борьбе человека со своим самолюбием, или, как его называют святые отцы, «самостью». Церковь зовет нас к самоотвержению. В борьбе со своим эгоизмом мы через молитву, таинства, усилия нашей воли получаем духовные утешения и помощь от Господа. Эти благодатные посещения увеличивают наши силы и увлекают нас к исполнению воли Божией. Вот почему св. пророк Давид, сам испытавший радость благодатных утешений, говорит: «Путь заповедей Твоих текох, егда расширил еси сердце мое» (Пс. 118).

Научимся же правильно любить себя, и тогда научимся любить и окружающих нас людей. Эта наука заключается в очищении нашего сердца от хлама самолюбия, чтобы дать в нем место ближним нашим.



Предыдущая статья / Оглавление / Следующая статья