Пути паломника
Иеродиакон Кирилл и
иеродиакон Мефодий (Зинковские)
Святыни Греции
Милость Господа нашего, желающего «всем спастися и в разум Истины приити», даровала нам в июне сего года с духовным отцом нашим протоиереем Иоанном Мироновым и рядом его духовных чад соприкоснуться со святынями Православной Греции и Святой Горы Афон. Земля эта и народ ее раньше нас приняли Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. Апостолы Христовы неоднократно проходили по градам и весям греческой земли, здесь они проповедовали Евангелие, а иные приняли и мучения, и смерть за Христа. А Святая Гора Афон — это удел Самой Царицы Небесной, здесь Она была до Своего Успения, и неслучайно Афон называют Садом Пресвятой Богородицы. В этом Саду процвели многие подвижники и угодники Божии.
Первым святым местом, которое мы посетили, был монастырь св. апостола Иоанна Богослова в местечке Суроти, что примерно в 30 км от Фессалоник. Эта женская обитель, где около 60 насельниц (что очень много по греческим меркам), известна тем, что здесь находятся могилка старца схимонаха Паисия Святогорца († 1994 г.), а также св. мощи его духовного отца, преподобного Арсения Каппадокийского.
Старец Паисий Агиорит (то есть «Афонец», дословно — «Святогорец») стал известен в Греции, а теперь и в России, благодаря многим чудесам прозорливости и помощи Божией по его святым молитвам. Не менее удивительные чудеса благодати сопровождали и жизнь преподобного Арсения, уже канонизированного Греческой Церковью. Старец Паисий сам обрел мощи своего духовного отца и потрудился в собирании материалов и написании его жития. Недавно оно вышло в переводе на русский язык, и читатели смогут обогатить свои библиотеки, а наипаче сердца, еще одной прекрасной жемчужиной из никогда не стареющей сокровищницы Вселенского Православия.
Из Суроти наш путь лежал в древнюю Солунь, где проповедовал св. ап. Павел (вспомним 2-е его послание к Солунянам), город св. великомученика Димитрия и свт. Григория Паламы, свв. Кирилла и Мефодия; город, где издавна жило славянское население, второй город Византии после Царьграда. Лишь в 1912 году, в день памяти св. вмч. Димитрия, Фессалоники были освобождены от турок, очень сильно пострадал город от пожара 1918 года, но, слава Богу, здесь сохранились многие древние храмы, и первый из них, наиболее известный — храм вмч. Димитрия Солунского Мироточивого. Здесь почивают в серебряной раке, под мраморной сенью мощи св. Димитрия. Под алтарем храма — место честной кончины великомученика и тесная темница, в которой он молился, ожидая приговора языческого правителя, — из которой он благословил св. мч. Нестора на подвиг исповедничества; здесь каменная бочка, в которую помещали во время мучений св. страдальца. В этом же храме почивают мощи св. мученицы Анисии, которая пострадала в Солуни еще раньше св. вмч. Димитрия, когда, влекомая языческими воинами на праздник Солнца, отказалась снять с головы покров и следовать на безчинное собрание, сказав: «Да запретит тебе Господь мой Иисус Христос». Пронзенная мечом язычника, св. Анисия ныне покоится телом здесь, в храме Господнем, а душою радуется, осияваемая тихим светом Солнца Правды Христа во Царствии Его.
В этом древнем храме, построенном благодарными греками в честь св. мч. Димитрия, который многократно предстательствовал пред Господом за город сей, защищал его от многочисленных врагов, испрашивал у Бога исцеления телесных и душевных болезней горожан и всех прибегавших к нему, мы прочли акафист великомученику и просили его облагоухать наши души и тела благодатью Божией, как некогда облагоухал он город Солунь при обретении честных нетленных и мироточивых мощей его.
Вот так описывает церковный писатель XIV века Димитрий Хризолог это дивное миро: «Оно по свойству своему не вода, но чище ее и не походит ни на одно из тел на земле ни из жидких, ни из твердых и ни на одно из приготовляемых искусственно… оно удивительней всех благовоний, не только приготовленных искусством, но и по естеству созданных Богом».
Праздник св. вмч. Димитрия является греческим национальным праздником, к нему приурочиваются фестивали церковной музыки, в Солунь собираются со всей Греции почтить память св. великомученика. А чудеса по мере веры нашей совершаются и по сей день по молитвам св. Димитрия.
В Солуни (ныне — Фессалоники или, кратко, Салоники) почивают ныне мощи святителя Христова Григория Паламы, которого Церковь величает «Фессалонитскою похвалою». Они находятся в храме, построенном в честь этого подвижника умного покаянного делания и защитника православной веры в нетварность фаворского света, проповедника возможности и необходимости обоёжения человека еще в земной «юдоли плача».
Мы молились святителю Григорию словами его любимой молитвы: «Господи, просвети тьму мою!». Дай Бог, чтоб его молитвами воссиял и нашим душам свет Христов, свет Синая и Фавора, Воскресения и Жизни вечной по благодати Бога нашего, в Троице cлавимого!
Салоники — это еще и родина свв. равноапостольных братьев — просветителей славян — Кирилла и Мефодия. Здесь они родились в IX в. в семье благочестивых родителей Льва и Марии; здесь издревле жило много славян, был распространен славянский язык, который они хорошо знали, так что смогли создать азбуку и перевести Евангелие и почти все Священное Писание на этот язык. Есть мнение, что один из их родителей был славянин родом. В Фессалонике ныне у берега моря стоит большой византийский храм в честь свв. просветителей славянских народов, построенный на месте древнего, меньшего по размерам, храма в их же честь. Здесь есть чтимая икона свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия, а на самом берегу моря установлен каменный древнеславянский крест с изображением в центре благословляющего Спасителя с Евангелием, а ниже — святых братьев, свт. Николая Чудотворца и прп. Сергия Радонежского. На обратной стороне креста значится по-славянски: «Иже во святых отцем нашим равноапостольным Кириллу и Мефодию» и по-гречески: «От вас бо промчеся (распространилось) Слово Господне» (1 Сол. 1, 8).
Наша следующая остановка — у подножия горы Олимп, хорошо известной по языческим мифам Древней Греции, но мало кому знакомой как место подвигов православных греческих монахов. Здесь уже с первых веков христианства подвизались монахи, здесь в монастыре жил св. Мефодий, и сюда приезжал к нему его брат Кирилл, здесь и поныне существует действующий монастырь прп. Дионисия Олимпийского.
У подножия горы Олимп сейчас находится небольшой храм преподобномученицы Параскевы, в котором хранятся чудотворная ее икона и частица святых мощей. Несколько десятков лет назад спелеологи нашли в расщелине небольшое озерцо, а в нем — эту икону и ковчег с мощами. Когда они были тут сокрыты и кем — остается неизвестным, может быть, это было в годы иконоборчества, когда святые иконы и мощи угодников Божиих сжигались и уничтожались в Византии.
От подножия горы Олимп мы направились далее на запад, к городку Калабака, расположенному у совершенно особых столпообразных гор-утесов, на вершинах которых приютились древние монастыри, скиты и монашеские келии, носящие ныне общее название «Метеоры», зависшие между небом и землей на головокружительной высоте. Монашеская жизнь здесь зародилась давно, но точная дата никому не известна. Вначале здесь жили келлиоты — отшельники, затем образовались небольшие скиты, а уже к XIV веку были созданы многочисленные обители, подъем в которые до XIX–XX веков был возможен лишь по системе веревочных подъемников и приставных лестниц, и только в XX веке были вырублены лестницы в скалах. Во время расцвета монашеской жизни здесь было до 24 обителей, а ныне — только 6, две из них решено было сделать женскими — по недостатку мужчин, желающих подвизаться в иноческом чине. Здесь мы посетили мужской монастырь св. Николая-Утешителя и женский св. вмч. Варвары под названием «Русану». Оказывается, что Великий Новгород в свое время помогал устроению и украшению святых обителей здесь, в Метеорах. Сейчас здесь действующие монастыри имеют небольшое число насельников, а многие из старых обителей в Метеорах необитаемы, часть из них — в руинах.
Далее наш путь лежал на западное побережье Греции к городку Игуменицы, а оттуда — паромом на остров Керкирра (итальянское назв. — Корфу), к мощам великого угодника Божия свт. Спиридона Тримифунтского. На пароме мы читали акафист святителю, пели духовные песнопения, время плавания пробежало незаметно, и вскоре мы оказались в бухте острова. Пешком мы быстро достигли храма, где почивают святые мощи, и два греческих священника открыли нам серебряную раку, так что мы могли приложиться к самим честным ножкам святителя, одетым в бархатные красные чулочки-сапожки, украшенные, как показалось, драгоценностями. Лик святителя не был, к нашему удивлению, закрыт покровом, и, хотя он находится под темно-зеленым стеклом, можно было даже разглядеть выражение на челе свт. Спиридона. Оно показалось нам скорбным и предупреждающим. Подумалось, что святитель предупреждает нас о грядущих испытаниях и наказаниях за отступление от веры православной, ревностным поборником которой был он сам. Вспомнились слова священника в храме предобномученицы Параскевы у подножия Олимпа. Тогда, после молебна у иконы и мощей святой, во время которого все наши паломники усердно и согласно пели и молились, священник этого храма сказал краткие, но содержательные слова: «Я рад видеть такую горячую молитву и веру, а у нас этого не хватает, силен дух мира сего».
Следующая точка на карте Греции, куда нас привел Господь, была высоко в горах, по дороге от Игумениц в Патры. Здесь находится новый мужской монастырь в честь двух святых — блаженного Августина и прп. Серафима Саровского. Нашу группу пригласили в храм обители, клирики приложились к Престолу в алтаре. Затем игумен обители — отец Нектарий — поведал нам о чуде, бывшем в обители три года подряд: в день памяти прп. Серафима Саровского, 19 июня по церковному календарю, на крест, стоящий недалеко от храма обители, с неба падал удивительный свет, который удалось даже зафиксировать на фотопленку. Это чудо побудило о. Нектария назвать обитель в честь прп. Серафима, хотя изначально монастырь был посвящен блж. Августину, еп. Иппонийскому. Теперь он носит название двух святых. В обители с большой любовью относятся к прп. Серафиму Саровскому и к православной России. Вокруг того креста, на который падал чудный свет, теперь создан ряд ниш с иконописными эпизодами из жизни преподобного. Провожала нас братия с любовью, выйдя во главе с игуменом за стены монастыря.
А наш путь лежал далее, в город Патры, где принял крестную смерть за Христа св. Апостол Андрей Первозванный. Переправившись с помощью парома через Коринфский залив на Пелопоннес, наутро мы отправились в соборный храм, где находятся честная глава и крест св. Апостола. Эти святыни были возвращены грекам совсем недавно католиками, у которых они хранились долгое время. От креста, к сожалению, остались лишь несколько частей. Его предали огню безбожники во время Французской революции. Католическому монаху удалось спасти то немногое, что осталось. Эти части св. Древа вделаны в форму Андреевского креста. Пред ним некогда молился св. Апостол: «Приими меня, о честный Крест, так как я всегда любил и желал обнять тебя». Св. Андрей отказался сойти с креста, когда мучители, убоявшись возмущения народа, хотели отвязать его руки и ноги. Так велика была любовь Апостола к Божественному Учителю Господу Иисусу Христу и Его Святому Кресту. Небесный свет, нестерпимый для человеческого ока, около получаса сиял вокруг св. Апостола пред его славной кончиной.
Здесь, у мощей св. Апостола Христова, который благословил в свое время нашу русскую землю, мы отслужили молебен с акафистом и отправились к следующему святому месту Пелопоннеса — монастырю Мега Спилеон (Великая Пещера). Сюда стремятся паломники, чтобы поклониться чудотворному образу Матери Божией, созданному, по преданию, самим апостолом и евангелистом Лукой и названному «Праворучница». Название это объясняется тем, что на образе Пречистая держит Христа Богомладенца на Своей деснице. Считают, что эта релефная икона была первой иконой Божией Матери, вышедшей из под руки св. апостола Луки, и именно к ней были сказаны слова Пречистой: «Пусть благодать Рожденного от Меня пребудет с образом сим».
Образ сильно потемнел от времени и пожаров, но все так же скоро слышит Панагия (так называют греки Пресвятую Богородицу — то есть «Пресвятая») мольбы с верою просящих. Свидетельство тому — большой храм в честь «Праворучницы», построенный в Афинах, где хранится список с первообраза.
Сюда, в столицу Греции, и направились мы после молебна в Мега Спилеон. Афины сегодня — это мегаполис с 6 млн. населения (хотя все население Греции немного превышает 10 млн.), который вместе с пригородами составляет так называемые «Большие Афины», занимающие огромную территорию. Здесь, в древнем Ареопаге, некогда проповедовал св. апостол Павел, но большинство аристократов-философов, как мы читаем в Деяниях, не вняло его словам. Нынешние Афины тоже больше внимают языческой «мудрости века сего», проповедуя в разнузданной рекламе «похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую». И хотя и стоят посреди этого бушующего житейского моря, как маяки, православные храмы со святыми иконами и мощами, но не спасут эти святыни греков, как ковчег Завета не спас израильтян, как не спасут и нас русские наши святые, если не будет покаяния. В Афинах мы получили утешение за службой в Троицком храме Московской Патриархии, где были радушно приняты настоятелем — протопресвитером Георгием и прихожанами, а также поклонились мощам патриарха Григория V Константинопольского и преподобномученицы Феодоры Афинской, пострадавшей от турок за веру и борьбу за национальную независимость греков.
Вечером того же дня мы посетили Благовещенский монастырь в пригороде Афин Неа Макри, где покоятся св. мощи великомученика и чудотворца преподобного Ефрема Новоявленного.
Переночевав второй раз в Афинах, наутро мы отправились на остров Эгина, чтобы поклониться св. мощам и помолиться святителю и чудотворцу Нектарию Эгинскому.
Вот мы у места погребения святого, служим молебен, читаем записки, отец Иоанн помазывает всех маслом от лампады, поклоняемся св. мощам святителя, пьем водичку из источника рядом с могилкой. Затем проходим в келлию святого, где бережно сохраняются личные вещи, портреты угодника, его диванчик и кровать. А вот и икона Панагии, пред которой святитель молился часами. Она была написана по заказу и указаниям святого на Афоне, в соответствии с тем, как явилась ему Матерь Божия в видении. Здесь фотография монахини, которую святитель исцелил от слепоты. Она стала одной из первых насельниц новой обители. Ныне в Свято-Троицкой обители свт. Нектария около сорока сестер, что для греческого монастыря довольно много. Спускаясь с горы, мы оказываемя у входа в большой собор, над строительством которого трудился и сам митрополит Нектарий, нося ведра с цементом, как простой рабочий. «Епископ должен первенствовать прежде всего во смирении», — учил святитель не только словом, но и делом, всей своей жизнью. Его не понимали, осуждали и поносили, но Бог прославил его, и память его будет в род и род, и «мзда его многа на Небеси».
Угодник, к которому мы затем направились, — святой праведный Иоанн Русский, чьи мощи покоятся на острове Эвбея, в селе Неа Прокопион, — попал в турецкий плен в 18-летнем возрасте, когда Петр I вел войну за Азов. Молодого солдата устали мучить, стараясь заставить его отречься от Христа. В конце концов хозяин предоставил ему веровать, как он хочет, а работу раба тот выполнял добросовестно. Русский Иван жил в конюшне, ночами молился и так угодил Господу своей верностью и терпением, что был прославлен Им еще при жизни, а по блаженной кончине – совершенным нетлением и многими чудесами. Не только местные греки-христиане, но и мусульмане малоазийского села Прокопион и близлежащей местности искали у святого помощи. Во время катастрофы 1920 года, когда все греки Малой Азии были вынуждены оставить свои села и ехать в Грецию, они забрали св. мощи с собой, а со временем отстроили на новом месте и новый храм для простого русского солдата, который стал велик пред Богом и людьми, так что его узнали по всей Греции как дивного чудотворца.
Мощи угодника Божия почивают открыто под стеклом, так что видимо для всех чудо нетления его святого тела (видны ткани ног, левой руки и большей части главы).
В Неа Прокопион нас принимали очень тепло, как соотечественников столь чтимого праведника. Священник сразу предложил о. Иоанну возглавить вечернее богослужение, после которого все прихожане радостно приветствовали нашу группу, спешили под благословение о. Иоанна, подавали записки на молебен.
К сожалению, мы не успели посетить монастырь преподобного Давида, находящийся в двадцати километрах от Неа Прокопион. Там похоронен наш современник — старец игумен Иаков. Дорога туда проходит по горным районам, а нам надлежало сделать большой переезд, чтобы на утро следующего дня отправиться на Святую Гору Афон.
Наше посещение Афона было очень кратким – всего два дня, но запомнится оно, конечно, на всю оставшуюся жизнь. Первый удел Пресвятой Богородицы насчитывает 20 больших монастырей и множество скитов, келлий и калив. Мы сели на паром в Уранополисе, и сразу завязалась беседа с русским монахом, живущим в келии прп. Серафима Саровского. Hаше знакомство со Святой Горой началось, таким образом, с живой беседы с афонским иноком о духовной жизни и быте афонитов. А тем временем паром делал остановки у причалов разных обителей. И вот, наконец, русский Пантелеимонов монастырь. Здесь мы были очень радушно приняты, а после обеда настоятель — архимандрит Иеремия — благословил для нашей группы монастырский фургончик, чтобы нам успеть посетить и другие обители. Через час мы были уже в Иверском монастыре и молились перед чудотворной иконой Матери Божией «Вратарница», приложились и к мощам, хранящимся в специальной часовне (здесь мощи более чем 150 святых), попили водичку из источника и отправились в Карею.
Здесь, в «столице» Афона, где находятся представительства всех монастырей Святой Горы, в отдельном храме хранится чудотворная икона Матери Божией «Достойно есть». Затем мы посетили Андреевский скит с величественным, самым большим на Афоне храмом, где хранится лобная часть главы апостола Андрея Первозванного. Скит был изначально русским, но теперь здесь греческая обитель.
А далее — один из самых маленьких скитов Афона, где живет в самой неприхотливой, даже скудной обстановке, один русский иеромонах. Беседуем, любуемся открывающимся отсюда живописным видом Афонской Горы и отправляемся в обратный путь.
В Пантелеимоновом монастыре сразу идем на повечерие с Акафистом Пресвятой Богородице, которое читают здесь ежедневно сразу после захода солнца (что соответствует полуночи по так называемому «византийскому» времени, по которому живет монастырь). А в 7 часов утра уже начинается полунощница, затем идут утреня и Литургия. После обеда нам показывают св. обитель и ее святыни. Среди них, в частности, чтимый образ Матери Божией «Тихвинской». В то время, когда монастырь уже решили сделать чисто греческим, от этой иконы был голос греческому духовнику архимандриту Венедикту: «Не умрешь, пока не увидишь русского игумена». Тот же, как некогда пророк Иона бежал от Господа, ушел с Афона. Но слово Матери Божией было не ложно. Будучи уже 102-летним старцем, архимандрит Венедикт, возвращается на Афон и убеждает греков поддержать выбор русского игумена Макария. Почти сразу после сего он мирно почил о Господе.
А в Покровском соборе — большой Нерукотворный образ Спасителя, который почернел за неделю в 1918 году, начиная со дня убиения св. царственных страстотерпцев.
Монастыри Святой Горы так богаты своей историей и святынями, что побыть здесь надо было бы не менее месяца, но нам нужно было уезжать.
Попрощавшись со святой афонской землей и ее насельниками, мы отправились в путь. Обратно в Россию. Да, если бы не катастрофа 1917 года, то неизвестно, какое место было бы у русских на Афоне. Во всех обителях Святой Горы сохранились богатые дары Царской Руси. Если бы… Но ведь и у нас, на русской земле, было, да и есть еще, столько святынь и святых. А как они попраны в прошедшем XX веке и как попираются до сих пор — не явно, открыто, а косвенно, через поклонение сердец идолам и кумирам XXI века… Услышит ли наша Россия свое призвание от Бога — быть Святой Русью?
|