Афоризмы
Издательство Оптиной Пустыни продолжает готовить к публикации «Симфонии» на различные душеспасительные темы. Завершена работа по составлению Симфоний по трудам оптинских старцев, двухтомник «Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев» стал настольной книгой для многих православных. Ныне издательство работает над подготовкой к публикации десятитомника поучений святых отцов Церкви — от отцов древности до века ХХ.
В нашем журнале мы будем печатать выборки из этой работы.
АНГЕЛЫ
Два ангела с человеком: один добрый, а другой злой… «Каким образом… я могу узнать действия их, когда оба Ангела живут со мною?» Слушай… и разумей. Добрый Ангел тих и скромен, кроток и мирен. Поэтому когда войдет он в твое сердце, постоянно будет внушать тебе справедливость, целомудрие, чистоту, ласковость, снисходительность, любовь и благочестие. Когда все это взойдет на твое сердце, знай, что добрый Ангел с тобою: верь этому Ангелу и следуй делам его. Послушай и о действиях ангела злого. Первее всего он злобен, гневлив и безрассуден; и действия его злы и развращают рабов Божиих. Поэтому, когда войдет он в твое сердце, из действий его разумей, что это ангел злой… Когда приступит к тебе гнев или досада, знай, что он в тебе; также когда взойдет на сердце твое пожелание многих дел, разных и роскошных яств и питий, чужих жен, гордость, хвастовство, надменность и тому подобное, тогда знай, что с тобою злой ангел. Поэтому ты, зная его дела, удаляйся от него и не верь ему, потому что дела его злы и несвойственны рабам Божиим. Таковы действия того и другого Ангела. Разумей их, верь Ангелу доброму и удаляйся от ангела злого, потому что внушение его во всяком деле злое. Ибо если кто будет человек верующий, но войдет в его сердце помысл злого ангела, то муж или жена непременно согрешат. Если бы опять муж и жена были злыми людьми и помыслят в сердце своем дела Ангела доброго, то необходимо они сделают что-нибудь доброе. Итак, видишь, что хорошо следовать Ангелу доброму. Если посему будешь повиноваться ему и делать его дела, то будешь жить с Богом, равно как и все, которые будут следовать его делам, будут жить с Богом.
Пастырь Ерма. П.М.А., 188.
* * *
Много Архангелов, много Престолов, Властей и Господств; тысячи тысяч и тьмы тем предстоят служащих и готовых быть посланниками.
Свт. Афанасий Вел. Ч. 2, 297.
* * *
Занятие Ангелов — славословить Бога. Для всего небесного воинства одно дело — воссылать славу Создателю.
Свт. Василий Вел. Ч. 1, 212.
* * *
Если имеешь в душе дела, достойные Ангельского хранения, и обитает в тебе ум, обогащенный умозрениями истины, то по богатству неоцененных дел добродетели Бог необходимо приставит к тебе стражей и хранителей и оградит тебя охранением Ангелов. Смотри же, какова природа Ангелов! Один Ангел равняется целому воинству и многочисленному ополчению. Итак в величии твоего хранителя Господь дарует тебе ополчение, а в крепости Ангела как бы ограждает тебя отовсюду его защитою.
Свт. Василий Вел. Ч. 1, 254.
* * *
…Служебные духи имеют бытие по воле Отца, приводятся в бытие действом Сына и совершаются в бытии присутствием Духа. Совершение же Ангелов — святыня и пребывание в святыне.
Свт. Василий Вел. Ч. 3, 244.
* * *
У Ангелов нет ни ссоры, ни любопрения, ни недоразумения; каждый пользуется собственностью всех, и все вмещают в себе всецелые совершенства, потому что ангельское богатсво есть не какое-нибудь ограниченное вещество, которое нужно рассекать, когда требуется разделить его многим, но невещественное стяжание и богатство разумения. И посему-то совершенство их, во всяком пребывая всецелым, всех делает равно богатыми, производя то, что собственное обладание у них несомненно и бесспорно.
Свт. Василий Вел. Ч. 3, 359.
* * *
<Ангелы> приходят посещать нас не по своей воле и власти. Ибо главная и сообразная с естеством цель их жизни — погружать взор свой в красоту Божию и непрестанно славить Бога. Обращение же с нами, человеками, и попечение о нас есть некоторое побочное для них дело.
Свт. Василий Вел. Ч. 2, 214.
* * *
К каждому из верных приставлен Ангел, достойный того, чтобы видеть Отца небесного.
Свт. Василий Вел. Ч. 1, 315.
* * *
Ангелы не терпят изменения. Нет между ними ни отрока, ни юноши, ни старца, но в каком состоянии сотворены в начале, в том они остаются и состав их сохраняется чистым и неизменным.
Свт. Василий Вел. Ч. 1, 272.
* * *
Не огражденные словом и ангельской силою преданы неразумным движениям и от умножающегося в них зловония греха делаются способными услаждаться свиным пиром, более и более взмешивают греховную тину и валяются в ней.
Свт. Василий Вел. Ч. 2, 163.
* * *
Ангелам, которые не имеют никакого покрова, подобного нашей плоти, ничто не препятствует непрестанно взирать на лицо славы Божией.
Свт. Василий Вел. Ч. 1, 264.
* * *
Всякая душа, оставшаяся без защиты <Ангела-хранителя>, предоставляется на разграбление врагам, т. е. сопротивным деятелям и на попрание…
Свт. Василий Вел. Ч. 2, 163.
* * *
Небесные Силы не по природе святы, иначе они не имели бы никакой разности со Святым Духом. Напротив того, они, по мере превосходства одной пред другой, имеют от Духа известную меру святыни. Как в понятие прижигания входит понятие огня, однако же иное есть прижигаемое вещество, и иное есть огонь, так и в Небесных Силах сущность их составляет воздушный, если можно так сказать, дух или невещественный огонь, по написанному: Творяй Ангелы своя духи, и слуги Своя огнь палящ (Евр. 1, 7); почему они ограничены местом и бывают видимы, являясь святым в образе собственных своих тел; но святыня, будучи вне сущности, дает им совершенство через общение Духа. Сохраняют же достоинство свое пребыванием в добре, как имеющие свободу в избрании, и никогда не теряющие непрестанного стремления к истинно благому. Посему, если отнимем мысленно Духа, расстроятся ангельские лики, истребятся архангельские начальства: вся придет в смешение, жизнь их сделается незаконно-сообразною, бесчинною, неопределенною.
Свт. Василий Вел. Ч. 3, 245.
* * *
После же Троицы — светозарные, невидимые Ангелы. Они свободно ходят окрест великого престола, потому что суть умы быстродвижимые, пламень и божественные духи, скоро переносящиеся по воздуху. Они усердно служат высоким велениям. У них нет супружеств, ни скорбей, ни забот, ни страшного и преступного мятежа скорбей. Их не разделяют друг от друга ни члены, ни обители. Все они единомысленны друг с другом и каждый тождественен сам с собою. Одно естество, одна мысль, одна любовь окрест великого Царя — Бога. Они не ищут увеселения ни в детях, ни в супругах, ни в том, чтобы для них нести сладостные труды; не вожделенно им богатство, не вожделенны и те помышления на злое, какие смертным приносит земля. Они не сеют, не плавают по морям в угождение необузданному чреву — этому исходищу греха. У всех у них одна совершеннейшая пища — насыщать ум величием Божиим и в Светлой Троице почерпать безмерный Свет. Одинокую жизнь проводят сии чистые служители чистого Бога. Они просты, духовны, проникнуты светом, не от плоти ведут начало (потому что всякая плоть, едва сгустеет, как уже и разрушается) и не входят в плоти, но пребывают какими созданы. Для них в девстве готов путь богоподобия, ведущий к Богу, согласный с намерениями Бессмертного, Который премудро правит кормилом великого мира…
Свт. Григорий Богослов. Ч. 5, 50.
* * *
Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Светлости, Восхождения, умные Силы или Умы, природы чистые, без примесные, непреклонные или неудобопреклонные ко злу, непрестанно ликовствующие окрест первой Причины. Сии природы, как воспел бы о них иной, или от первой Причины озаряются чистейшим озарением, или, по мере естества и чина, иным способом приемлют иное озарение; Они так вообразили и запечатлели в себе Благо, что сделались вторичными светами, и посредством излияний и передаяний первого Света могут просвещать других; Они служители Божией воли сильны, как по естественной своей, так и по приобретенной ими крепости, все обходят, всем и везде с готовностью предстают по усердию к служению и по легкости естества. Сии умы прияли каждый одну какую-либо часть вселенной, или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо сие было все Устроившему и Распределившему, и они все ведут к одному концу, по мановению Зиждителя Всяческих, песнословят Божие величие, созерцают вечную славу и притом вечно, не для того, чтобы прославился Бог (нет ничего, что можно было бы приложить к Исполненному, Который и для других есть податель благ), но чтобы не преставали получать благодеяния даже первые по Богу природы.
Свт. Григорий Богослов. Ч. 3, 50.
* * *
…Ангелы не нуждаются <в сотворенном>, потому что они существовали уже раньше сотворения мира. Что они действительно старше мира — послушай, что Бог говорит Иову: егда сотворены быша звезды, восхвалиша мя гласом велиим вси Ангели Мои (Иов. 38, 7).
Свт. Иоанн Злат. Т. 3, 509.
* * *
Силы, окружающие Бога, и служебные духи — суть вторые светы, отблески Света первого.
Свт. Григорий Богослов. Ч. 4, 143.
* * *
Светы, вторичные после Троицы, имеющей царственную славу, суть светозарные, невидимые Ангелы. Они свободно ходят окрест Великого престола, потому что суть умы быстродвижные, пламень и божественные духи, скоро переносящиеся по воздуху. Они усердно служат высоким велениям. Они просты, духовны, проникнуты светом… Желал бы я сказать, что они вовсе не одолимы злом, но удержу слишком борзо несущегося коня, стянув броздами ума. Из них одни предстоят великому Богу, другие своим содействием поддерживают целый мир и каждому дано особое начальство от Царя иметь под надзором людей, города и целые народы, и даже распоряжать словесными жертвами земнородных. На что решится дух мой? В трепет приходит ум, приступая к небесным красотам; стало передо мною темное облако и недоумеваю, простирать ли вперед или остановить мне слово. Вот путник пришел к крутобереговой реке и хочет ее перейти, но вдруг поколебалась мысль; он медлит своей переправой, долго борется в сердце, стоя на берегу; то необходимостью вложена в него смелость, то страх связал решимость; не раз заносил он ногу свою в воду и не раз отступал назад; однако же после всей борьбы нужда победила страх. Так и я, приближаясь к невидимому Божеству, с одной стороны о тех, которые предстоят чистому Всецарю и преисполнены светом, боюсь сказать, что и они доступны греху, дабы через сие и многим не проложить путь к пороку; а с другой стороны, опасаюсь изобразить в песни моей неизменяемою доброту, так как вижу совратившегося князя злобы. Ибо Благому не свойственно было насаждать в нас злое свойство и в тех, кого любит, возбуждать мятеж и ненависть. Нельзя также предположить, чтобы зло равномощно было добру и имело особенную природу, или впоследствии происшедшую, или безначальную, как Сам Царь. Но когда недоумевал я о сем, вложил мне Бог следующую мысль. Первое чистое естество Божества всегда неизменно и никогда не бывает вместо единого многим. Ибо есть ли что-нибудь совершеннее Божества, во что могло бы Оно уклониться? А множественность есть уклонение существа от себя самого. Второе место занимают великие служители высочайшего Света, столько же близкие к первообразной Доброте, сколько эфир к солнцу. А в третьих следуем мы — воздух. И одно Божие естество неизменно; ангельское же естество неудобопреклонно ко греху; а мы, третий род, удобопреклонны, и чем дальше от Бога, тем ближе к греху. Посему самый первый светоносец, превознесшись высоко, когда, отличенный преимущественною славою, возмечтал о царственной чести Великого Бога, — погубил свою светозарность, с бесчестием ниспал сюда и, захотев быть богом, стал тьмою. Хотя и легок он по природе, однако ж низринулся до земли. С тех пор преследует он ненавистью тех, которые водятся благоразумием, и раздраженный своею утратою, преграждает всем небесный путь, не хочет, чтобы Божия тварь приближалась к Божеству, от которого он отпал, но пожелал, чтобы и люди участвовали с ним в грехе и омрачении. И сей завистник изринул из рая вожделевших иметь равную Божией славу. Так он за превозношение низринут со своего небесного круга, но ниспал не один. И поелику погубила его дерзость, то увлек с собою в падение многих, именно всех, кого научил греху, как злоумышленник, склонивший к измене царское воинство, увлек — из зависти к богомудрому сонму Царюющего в горних, и из желания царствовать над многими злыми. С тех пор явились во множестве надземные злобы, демоны, последователи злого царя-человекоубийцы, немощные, темные, зловещие призраки ночи, лжецы, дерзкие, наставники во грехах, бродяги, винопийцы, смехотворцы, смехолюбцы, прорицатели, двуречивые, любители ссор, кровопийцы, преисподние, скрывающиеся, бесстыдные, учители волшебства. Они, приходя, манят к себе и ненавидят тех, кто им отдается. Они вместе и ночь и свет, чтобы уловлять то явно, то обманом. Таково это воинство, таков и вождь!
Свт. Григорий Богослов. Ч. 4, 235.
* * *
Вся разумная тварь делится на естество бесплотное и на облеченное телом. Бесплотное естество есть ангельское, а другой вид естества — мы люди. Посему первое духовно, как отрешенное от бременящего тела (разумею же тело это грубое и к земле тяготеющее), проходит горний жребий, по легкости и удобоподвижности естества пребывая в странах легких и эфирных. А другое, по сродству нашего тела с оземленевшим, по необходимости получило в удел как бы некий отстой грязи, жизнь земную. Не знаю, что устрояла этим Божия воля, то ли, чтобы всю тварь сблизить между собою, чтобы и дольний жребий не был безучастным в небесных высотах, и небо не вовсе было безучастно в том, что на земле, но вследствие образования человеческого естества из обоих стихий происходило некое общение, усматриваемого в той и другой стихии, так как духовная часть души, которая, по видимому, есть нечто сродное и одноплеменное с небесными силами, обитает в земных телах, и оземленевшая сия плоть, при изменении тленных и восхищении праведных вместе с душею переселится в небесную область. Ибо восхищени будем, — как говорит Апостол, — на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем (1 Сол. 4, 17). Поэтому сие, или иное что устрояла сим Божия премудрость — все разумное естество, по двоякой сей жизни делится на части, и естество бесплотное прияло в свой жребий небесное блаженство, а другое, по причине плоти, обитает на земле по сродству с нею. Хотя вожделение прекрасного и доброго равномерно всуществлено в том и другом естестве, и Правитель вселенной в обоих соделал равными самоуправление, самовластие и свободу от всякой необходимости, чтобы все одаренное словом и разумением распоряжалось собою по самозаконному некоему произволу; однако же жизнь горняя во всем хранит себя чистою от порока, и с нею несовместно ничто представляющееся противоположным, всякое же страстное движение и расположение, которым подвержен род человеческий, приводит в кружение жизнь дольнюю. Посему житие святых сил на небесах богодухновенное слово признает не имеющим примеси порока и чистым от всякой греховной скверны. Все же, что умышлением худого и отступлением от доброго превращается в зло, подобно какому-то отстою или грязи, стекается в эту обыкновенную жизнь; и оскверняется человеческий род, находя в этой тьме препятствие к тому, чтобы усматривать Божественный свет истины. Посему если высшая жизнь бесстрастна и чиста, а земная бедственная жизнь погружена во всякие страсти и злострадания, то явно, что горнее житие, как чистое от всякого худого, преуспевает в благой воле Божией; ибо где нет зла, там по всей необходимости добро.
Свт. Григорий Нисск. Ч. 1, 436.
* * *
Ангелы не только защищают, но и руководят верующих, чтобы они не преткнулись.
Свт. Иоанн Злат. Т. 5, 908.
* * *
Разумей также под ангелами богоносных мужей, которые имеют ведение о Боге, охраняют и руководят нас во всех путях, т.е. в жизни, дабы мы не преткнулись о камень претыкания и камень соблазна.
Свт. Иоанн Злат. Т. 5, 908.
* * *
…Что же означают крылья <у Ангелов>? Высоту и превосходство этих сил. Так и Гавриил представляется летящим и нисходящим с небес, чтобы ты познал его быстроту и легкость.
Свт. Иоанн Злат. Т. 6, 77.
* * *
…Высшим знаком достоинства Серафимов служит то, что они стоят вокруг престола, а он находится посреди их.
Свт. Иоанн Злат. Т. 6, 425.
* * *
…Гавриил нисходит с крыльями, — не потому, чтобы были крылья у этой бестелесной силы, но в знак того, что он сошел с высочайших областей, оставив горние обители.
Свт. Иоанн Злат. Т. 6, 425.
* * *
Как в ясный полдень небо представляется чистым, не затмеваясь никаким облаком, так и их природа <Ангелов> необходимо пребывает светлою и блистательною, не омрачаясь никакой похотью.
Свт. Иоанн Злат. Т. 1, 303.
* * *
Есть ангелы и архангелы, престолы, господства, начала и власти; но не одни эти сонмы существуют на небесах, а бесконечные полчища и неисчислимые племена, которых не может изобразить никакое слово.
Свт. Иоанн Злат. Т. 1, 525.
* * *
Если ты любишь быть в обществе, то привлекай к себе сонм ангелов… тогда не будешь нисколько заботиться о молве человеческой; всякий блеск будешь попирать, как грязь и прах…
Свт. Иоанн Злат. Т. 8, 250.
|