№7,
2001
|
|
Еще не все объезжены места, 7 января 1993 г. …Я назвал бы Россию Голгофой, 29 декабря 1992 г. |
|
Прозрение в русской Голгофе, среди обмана и лжи лика Святой Руси доступно немногим — это путь подвига. И можем с благодарностью и благоговением сказать — этот подвиг из года в год совершает иеромонах Роман. В стихах своих он облечен в рубище юродивого или зека, странника, нищего и гонимого пророка — таков, как в литературоведении принято называть, его лирический герой. Поэт-пророк, не предсказатель, не глашатай, а прежде всего обличитель народной неправды — устойчивый образ в русской поэзии. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок ощущали себя такими вестниками Божиими, гонимыми людьми. Но у настоящих поэтов это не только литературный образ, это судьба, жизненное делание. У отца Романа — это жизненное делание по преимуществу. Он берет на себя боль народную, он идет на жертву, он не бежит от ужаса действительности, он всматривается в самое тяжкое, что происходит в наши дни, и он молит Бога о спасении посреди этого ада на земле. Из этого великого сострадания родился у отца Романа настоящий поэтический шедевр, который, может быть, уже больше, чем поэзия:
Деревья. Листьев увяданье. Его забыли все на свете — И только нянечка присядет Он согласится оживленно Все проходящее пустое, 7 апреля 2001 г. |
|
Последние стихи отца Романа — это предстательство пред Творцом за народ. «Русь моя! — постоянно восклицает поэт, — Ты на самом краю!». Но и описывая все подробности падения нашего, он заключает: «Это мой народ». Многие стихи, особенно те, которые рождены сонными видениями, предупреждают нас о Конце, в них все, происходящее с нами, обретает апокалиптическое звучание.
В этих стихах, в самом строении еще не опубликованного сборника «Русский куколь», появляется и евангельское измерение судьбы России — за Голгофой будет Воскресение. Более того, путь страдания «даже до смерти» принимается поэтом как добровольное избрание, которое и делает Русь «богоизбранным народом», дает ей имя Святой Руси.
В родной земле прозревается рай Божий, вся природа ее пронизана благодатью, вся она — молитвенно обращена к Господу.
Ну вот и дождались тепла. А дерева. Что дерева? Но и потом не побредут На всякий случай, от невзгод, 24 апреля 2001 г., скит Ветрово |
|
Иеромонах Роман вот уже три десятилетия, сначала своим пением с полулегальных кассет, а теперь печатным словом, будит нас от духовной спячки. Он мешает нам успокоиться на роли «неподкупных и честных патриотов», на роли «хранителей веры Православной», на роли «ревнителей спасения» и всяческих других ролях. Потому что срывает все личины и маски. В стихах он «судит внутренняя», а не внешнее наше обличье. И… получает сполна — и слева, и справа, и от своих, и от чужих.
Нам, русским людям, надо бы благодарить Бога за то, что в наше время Он воздвиг небывалое: соединил в одном человеке большой поэтический дар и иноческое подвижничество. Многие стихи иеромонаха Романа — это молитвы. Именно через молитву в Руси поруганной раскрывается лик Руси Святой. Через молитву совершается движение от «я» к «мы» — от одинокой печали «о погибели русской земли» ранней лирики до сопереживания общей судьбе народной.
Характерны такие обращения в поздних стихах «дорогие мои», «брат», «друг», «люди!» и постоянные прямые обращения к слушателю. Вернее, к собеседнику — потому что стихи о России у отца Романа, по преимуществу, не монологические, это — диалог. В них звучит соборный голос народа, объединенного родственным чувством.
Поздние стихи иеромонаха Романа поражают разнообразием: это и исторические баллады, и притчи, и психологические картины-зарисовки с натуры, и философские раздумья, облеченные в рифму, и гневная гражданская лирика, и символические обобщения, и очень личностные воспоминания-размышления. Зачастую поэт нарочито ставит рядом стихи, казалось бы, взаимоисключающие друг друга. Стихи, в которых он говорит об исключительной «национальной гордости великоросса» и стихи, в которых он говорит о «всемирной отзывчивости» русской души, для которой никакой народ не чужой. Так же соседствуют стихи, в которых поэт откровенно ерничает, юродствует, и стихи «высокого стиля», дышащие старинным благородством. Рядом стоят почти частушка и молитва. И во всех этих разных ракурсах предстает нам вновь и вновь лик земли родной — России. Это Родина-мать (у отца Романа особое обостренное чувство значения материнства — такое оно и по отношению к его собственной матери, и по отношению ко всем матерям вообще), а мы все — ее дети. И мы ответственны за то, что с ней происходит, вернее, за то, что с ней творят.
За последние три года у иеромонаха Романа, в его словесном служении, появилось новое направление — стихи, напоминающие листовки, вернее, церковные воззвания к народу во дни национального бедствия. Особенность этих стихов в том, что с одной стороны они посвящены конкретным проблемам (они — на злобу дня), с другой стороны — это призыв к Вечной России. Ибо, по убеждению поэта-монаха: «Россия уже спаслась, а наша задача — соединиться с этой небесной Россией». А если кому-то эти новые стихи кажутся слишком злыми, то пусть знает, родила их не злоба, а боль:
Святая Боль не судит, и не бьет, |
|
Среди всего, написанного иеромонахом Романом о России, хочется особо выделить стихотворение, которое можно назвать хрестоматийным эпическим полотном «истории России в ХХ веке». В немногих поэтических строках здесь сказано то, чего не выразить и многими прозаическими страницами.
И в этом стихотворении, как и во многих других, слит воедино звериный и ангельский облик России:
Как мы жили? Себя похабили, Жен своих (если были) отвадили Э, да что теперь. Жизнь протопали, И пускай лизоблюды безродные 30 декабря 1994 г. |
|
В скиту Ветрово, упрятанном от шумных городов, поднялась ныне бревенчатая церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Здесь молится отец Роман перед написанной им самим иконой Заступницы Усердной о нашей многострадальной Родине. Здесь, в тишине и безмолвии, которые по воле Божией, стали для батюшки полными, непроницаемыми, из молитв рождаются стихи, которые, верим, должны рождать ответные молитвы у всех, кто их читает, потому что Бог дал отцу Роману его поэзию как образ служения людям, России.
На смиренное же обращение батюшки, которое звучит в его стихах, «помянуть его пред Богом», мы ответим соборным молением: