Архив журнала
№7, 2001
Слово пастыря
Протоиерей Иоанн Миронов

     По слову пророка Давида: «Омыеши мя и паче снега убелюся» — надо нести постоянно покаяние. Как мы просим в вечерних молитвах: «Господи, дай мне помысл исповедания грехов моих». А потом все дальше и дальше продви-гаем свои помышления, чтобы Господь раскрыл нам, что мы совершили в прожитый день. И если мы так будем каяться, то душа наша утишится, умирится. И тогда будем получать благодать и Дух Господень.

Иеромонах Роман (Матюшин)
Душа рождает слово

     Мы начинаем этот номер публикацией новых стихов иеромонаха Романа (Матюшина), намеренно разместив их не в традиционной поэтической рубрике, а в рубрике «СЛОВО ПАСТЫРЯ». Потому что, это «больше, чем стихи», это слово, которое требует не раздумывания, умиления или восхищенья, оно требует поступка. Это воистину пастырское слово, но обращенное не только к узкому кругу духовных чад, а ко всем русским людям. И тональность у него евангельская: «Покайтеся, ибо приблизилось Царствие Небесное».

Судьбы России
Л. А. Ильюнина
«Я — чадо Церкви и России»

     Настоящая поэзия с трудом поддается рационалис-тическому анализу. Порой критика может только повредить, помешать сер-дечному проникновению в суть стихов. Эта краткая заметка вызвана не желанием «порассуждать на тему», а созревшей необходимостью осознать масштаб поэтического дара нашего современника — иеромонаха Романа (Матюшина).

Православное царство
В. Василик
Философия и богословие власти в трагедии «Борис Годунов» (Статья 2)

     Пушкин не демонизирует характер Отрепьева, напротив, он наделяет его многими привлекательными чертами, но факт остается фактом: если царь, помазанник Божий, несет в себе образ Христа, то Самозванец исполняет страшную роль лжецаря-антихриста.

Старцество
Анна Ильинская
Блаженная Любушка
(Продолжение)

     Последние годы блаженная Любушка, как в дни своей молодости, провела в странствиях. Многие приглашали ее к себе, но не от всех приглашения принимала. Если же просилась в гости сама, люди считали это великой милостью.

Русская Голгофа
Инокиня Анна (Иговская)
Воспоминания

     Пусть тот, кто никогда не падал в жизни сей, лукавой и грешной, бросит в нее камень! Однако рассказа этого избежать нельзя. Она сама никогда не отрекалась от «мирского» периода своей жизни, не хотела его замалчивать, потому что иначе ее «Исповедь» будет неполна, недостоверна, в конце концов, просто нечестна.

Церковь и культура
Иерей Кирилл Копейкин
Воспоминания

     Хотя истинное, глубинное знание мира человек обретает лишь во Христе и чрез Христа, неправильно думать, будто всякое внешнее познание является безусловно греховным. Внешнее познание неизбежно оказывается ограниченным, однако сам предел внешнего, от-страненного познания тварного бытия полагается Богом для того, чтобы подтолкнуть нас к богопознанию.

Домострой
Архимандрит Иероним (Тестин)
Историческое развитие форм хозяйствования Русской Православной Церкви в X–XIII вв.

    В трудах русских философов и историков конца XIX – начала XX в. получили глубокое осмысление вопросы о христианском отношении к хозяйству и собственности. Они показали, что для исследования внутреннего развития православной традиции важно понимание не только ее общехристианских этических и византийских канонических основ и истоков, но также особенностей ее социально-экономического положения в определенные периоды.

Пути поломника
Иеродиакон Кирилл и иеродиакон Мефодий (Зинковские)
Святыни Греции

     Милость Господа нашего, желающего «всем спастися и в разум Истины приити», даровала нам в июне сего года с духовным отцом нашим протоиереем Иоанном Мироновым и рядом его духовных чад соприкоснуться со святынями Православной Греции и Святой Горы Афон.

Петербургский отечник
Иерей Геннадий Беловолов
Великая Леушинская тайна

     Хотя Леушина ныне нет на карте России, тем не менее оно стало неотъемлемой частью Святой Руси. Леушино, скорее, напоминает град Китеж, который светит из глубины вод Рыбинского «моря» всем притекающим к нему.

Архив
А. В. Берташ
История захоронения св. Иоанна Кронштадтского в 1920–1940 гг.

     Существует пророчество самого святого, что его мощи будут утрачены и затем обретены в трудное для русского народа время. А людей при этом соберется множество: очередь, чтобы приложиться к мощам, будет стоять от Карповки до Александро-Невской лавры. Если будет на то воля Господня, данные сведения в надлежащее время могут помочь свершиться обретению святых мощей величайшего русского праведника прошлого столетия.

Чтение христианина
М. Талалай
Афонские портреты

     Невозможно, впрочем, тут не скорбеть о том, что русская традиция, русская жизнь здесь так решительно оборвана. Да, о. Филимон — хороший монах, а изгнанный полицией архимандрит Серафим, может быть, был менее хорош, — не мне судить. Но что думает на Небесах обо всем этом сам основатель скита, святой Паисий? Ведь для новых обитателей его скита он и святым-то не является!